II МОДУЛЬ. Основы нейропсихологии.

Содержание модуля

Вебинар 1. Основы нейропсихологии
Вебинар 2. Теория системной динамической локализации в нейропсихологии детского возраста
Вебинар 3. Особенности развития психических функций ребенка
Вебинар 4. Анализ нейропсихологических факторов с позиции детской нейропсихологии
Вебинар 5. Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия
Вебинар 6. Особенности генеза и организация гностико-праксических психических функций
Вебинар 7. Развитие и мозговая организация символических функций
Вебинар 8. Межполушарное взаимодействие у детей
Вебинар 9. Проблема левшества
Вебинар 10. Нейропсихология пространственных представлений

Содержание

Тема вебинара 1. Основы нейропсихологии
1. История нейропсихологии детского возраста.
1.1 Естественно-научные, теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста.
1.2 Современные тенденции в развитии детской нейропсихологии.
2. Методологические основы детской нейропсихологии.
2.1 Основные понятия детской нейропсихологии.
2.2 Проблема гетерохронии и асинхронии развития.
2.3 Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.
2.4. Отечественная нейропсихология – нейропсихология нового типа.
3. Научные основы нейропсихологического сопровождения процессов развития.
3.1 Теоретические аспекты.
3.2 Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста.
4. Индивидуальные различия в онтогенезе: проблема междисциплинарного многоязычия.
4.1 Моделирование психолого-педагогического сопровождения отклоняющегося развития.
4.2 Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития.
5. Принципы нейропсихологии детского возраста.

 

Тема вебинара 2. Теория системной динамической локализации в нейропсихологии детского возраста
1. Основные понятия теории системной динамической локализации в нейропсихологии детского возраста.
1.1 Понятия «симптом» и «фактор».
2.2 Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром».
2. Теория функциональных систем и системогенеза.
2.1 Основные понятия теории функциональных систем.
2.2 Принципы системогенеза.
2.3 Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура.
3. Высшие психические функции (ВПФ) человека.
3.1 ВПФ как основной предмет нейропсихологии.
3.2 Современные представления о ВПФ.
3.3 Физиологические функции как основа ВПФ.

 

Тема вебинара 3. Особенности развития психических функций ребенка
1. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное созревание мозга).
1.1 Морфогенез мозга.
1.1.1 Созревание функциональных блоков мозга.
1.1.2 Элементный состав коры.
1.1.3 Структурное созревание.
1.1.4 Топография мозга.
1.2 Функциогенез мозга.
1.2.1 Этапы развития блоков мозга.
2. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ.
2.1 Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития.
2.2 Сенситивный период.
2.3 Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психических функций.
3. Уровни мозговой организации ВПФ.
3.1 Уровни организации (по Н.А. Бернштейну).
4. Возрастные особенности и нормы развития детей.
4.1 Основные показатели развития двигательной функции и ВПФ.
4.2 Нормы развития детей от 0 до 7,5 лет.

 

Тема вебинара 4. Анализ нейропсихологических факторов с позиции детской нейропсихологии
1. Введение.
2. Фактор произвольной регуляции психической деятельности.
3. Кинетический фактор.
4. Модально-специфические факторы.
5. Кинестетический фактор.
6. Пространственный фактор.
7. Нейродинамический фактор.
8. Симультанный фактор.
9. Сукцессивный фактор.
10. Фактор межполушарного взаимодействия.
11. Заключение.

 

Тема вебинара 5. Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия
1. Три функциональных блока мозга (III ФБМ).
1.1. I блок.
1.1.1. Структура.
1.1.2. Функции.
1.1.3. Источники энергии для 1-го блока.
1.1.4. Признаки нарушения 1-го блока.
1.2. II блок.
1.2.1. Структура.
1.2.2. Функции.
1.2.3. Первичные зоны и их функции.
1.2.4. Вторичные зоны и их функции.
1.2.5. Третичные зоны и их функции.
1.2.6. Законы построения коры (в составе 2-го и 3-го ФБМ).
1.2.7. Признаки нарушения 2-го блока.
1.3. III блок.
1.3.1. Структура.
1.3.2. Функции.
1.3.3. Признаки нарушения 3-го блока.
2. Взаимодействие трех функциональных блоков мозга.

 

Тема вебинара 6. Особенности генеза и организация гностико-праксических психических функций
1. Особенности генеза гностико-праксических психических функций.
1.1 Понятие гнозиса.
1.2 Виды гнозиса и их мозговая организация.
1.2.1 Зрительный гнозис.
1.2.2 Слуховой гнозис.
1.2.3 Тактильный гнозис.
1.2.4 Вкусовой гнозис.
1.2.5 Обонятельный гнозис.
1.3 Понятие праксиса.
1.4 Виды праксиса и их мозговая организация.
1.4.1. Пространственный праксис.
1.4.2. Предметный праксис.
1.4.3. Пальцевый праксис.
1.4.4. Оральный праксис.
1.4.5. Артикуляционный праксис.

 

Тема вебинара 7. Развитие и мозговая организация символических функций
1. Общее понятие символической неречевой деятельности.
2. Мышление и сознание.
2.1. Особенности генеза мышления.
2.2. Мозговая организация мышления.
3. Память.
3.1. Особенности генеза памяти.
3.2. Мозговая организация памяти.
4. Эмоции.
4.1. Особенности генеза эмоций.
4.1.1. Периоды развития эмоций у детей.
4.1.2. Нейрохимические основы эмоций.
4.2. Мозговая организация эмоций.
5. Внимание.
5.1. Особенности генеза внимания.
5.2. Мозговая организация внимания.

 

Тема вебинара 8. Межполушарные взаимодействия в онтогенезе
1. Межполушарное взаимодействие у детей.
1.1. Функциональная неравнозначность полушарий.
1.2. Формирование межполушарного взаимодействия.
2. Нарушения речевых и перцептивных функций при поражении срединных структур.
2.1. Нарушения речевых функций при поражении срединных структур.
2.2. Нарушения перцептивных функций при поражении срединных структур.
3. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
3.1. Структурные различия полей правого и левого полушарий.
3.2. Латеральные различия структуры полей коры на нейронном уровне.
3.3. ЭЭГ-проявления функциональной межполушарной асимметрии мозга.
3.4. Методы изучения асимметрии биоэлектрической активности полушарий.
3.5. Развитие теории межполушарной асимметрии мозга.
3.6. Межполушарное взаимодействие.
3.7. Становление межполушарной асимметрии.

 

Тема вебинара 9. Проблема левшества
1. Общая характеристика левшества.
1.1. Современные представления о проблеме левшества.
1.2. Понятие левшества.
1.3. Причины леворукости.
2. Нейропсихологические исследования онтогенеза левшей.
2.1. Формы леворукости как патологии нервной системы.
2.2. Левшество как атипия психического развития.
2.3. Специфические черты детей-правшей и детей-левшей.
2.4. Особенности психической деятельности леворуких детей.
2.5. Типичные проблемы развития детей с асимметрией головного мозга.
3. Нарушение функций при очаговых поражениях мозга у левшей.
3.1. Нарушение речевых функций.
3.2. Нарушения неречевых функций.
4. Вопрос о переучивании левшей.
5. Советы родителям.
6. Резюме.

 

Тема вебинара 10. Нейропсихология пространственных представлений
1. Нейропсихологический подход к анализу пространственных представлений.
1.1. Пространственный фактор.
1.2. Этапы двигательного развития ребенка.
1.3. Этапы развития пространственных представлений.
1.4. Онтогенез соматогнозиса.
1.5. Слабость пространственного фактора.
1.6. Нарушения пространственных представлений.
1.7. Количественная оценка симптомов.
2. Методы нейропсихологического исследования пространственных представлений.
3. Типология пространственных представлений и их нарушения у взрослых и детей.
4. Модель иерархического строения пространственно-временных представлений.
5. Коррекционная работа.
5.1. Методы развития пространственных представлений у детей.
5.2. Формирование пространственных представлений.

 

+ заключительный экзамен по второму модулю.

Посмотрите бесплатно: 1 часть первого урока II Модуля
«Основы детской нейропсихологии»